Так исторически сложилось, что учителя давно перестали рассчитывать на спонсорскую помощь из-за ярлыка «взяточники», а государство, кроме слов, ничем их не балует. И, хотя статус учителя в обществе вызывает уважение, их бедственное материальное положение не сможет вызвать иного чувства кроме чувства грусти. Несмотря на продвинутые взгляды педагогов, менять существующее положение вещей они самостоятельно - не в силах. Далее профессиональных сообществ учителей-предметников или банальных профсоюзов, где их права отстаивают только формально, дело не идет. Никаких сдвигов не наблюдается и в финансовых вопросах дотаций, доплат, пенсионного обеспечения. Помоги себе сам – вот позиция общества по отношению к профессии педагога. Отсюда берет начало совместительство, частные уроки, и как следствие ухудшение качества образования на основной работе, где их неоценимый труд, в полном смысле этого слова, не ценят попросту. Как бы было здорово, если бы взаимопомощь учителей друг другу заключалась не в долгах «до получки» и не в советах, где лучше взять кредит, а в реконструкции прекрасной организации, которую они когда-то имели, под названием «касса взаимопомощи».
Отзывы об уже проведенных реформах в образовании – далеко не радужные. Учителя знают, что надеяться на хорошее уже не приходится. Самостоятельность,слаженность, гуманная направленность, взаимопомощь, которыми характеризуется никто иной, как учитель будет являться прекрасными условиями для финансовой кооперации, и как следствие – создания собственного кредитного общества с льготными условиями и прочным фундаментом из идей высокой морали и гуманизма. Не стоит забывать, что еще в середине 19 века, а именно в 1866г. именно учителя были первыми, кто поддержал идею института взаимопомощи. Первое кредитное товарищество среди них было создано для того, чтобы распределять заимообразные и безвозвратные пособия, для возможности оказывать медицинскую помощь на льготных условиях, использовать средства для воспитания сирот. И вряд ли кто-то будет протестовать, если появится касса взаимопомощи 2013, основанная педагогическими работниками для педагогических работников. Очевидно же, что новое – это всегда хорошо забытое старое, а история движется по спирали. Учителя находятся во главе прогрессивных действий общественности. Может быть, есть смысл в возрождении хорошей традиции помогать ближним и воспользоваться опытом своих предшественников, чтобы возобновить общество взаимопомощи друг другу. Для этого у наших уважаемых педагогических работников есть все условия. Только своими силами можно добиться достойного обеспечения великого труда.